3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Как уже отмечалось, почтовая связь является одним из основных элементов социальной инфраструктуры и важным механизмом обеспечения экономических, политических и социальных отношений в Российской Федерации.

Реализация целей и задач развития рынка услуг почтовой связи требует проведения соответствующей государственной политики в области почтовой связи, учитывающей все особенности нынешнего состояния как рынка услуг почтовой связи в целом, так и каждого из сегментов этого рынка, а также значение этого рынка для развития экономики России. Весь комплекс мер государственного регулирования рынка услуг почтовой связи должен быть направлен на решение задач всестороннего развития этого рынка.

В мировой практике задачами государственного регулирования рынка услуг почтовой связи являются:

  • определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к уровню их качества, контроль за выполнением этих требований;
  • защита интересов пользователей услуг почтовой связи;
  • определение метода финансирования универсальных услуг почтовой связи;
  • ценовое регулирование универсальных услуг почтовой связи (тарифная политика);
  • развитие конкуренции на рынке услуг почтовой связи;
  • лицензирование деятельности на рынке услуг почтовой связи, контроль за выполнением всеми участниками рынка условий лицензий и регистрационных обязательств;
  • определение налоговой политики в отношении рынка услуг почтовой связи.

Как правило, государственное регулирование рынка услуг почтовой связи направлено на гораздо более активное регулирование универсальных услуг, чем неуниверсальных. Основная задача государственного регулирования универсальных услуг состоит в определении и внедрении метода их финансирования, а также в контроле достижения целевого уровня качества этих услуг. Что касается неуниверсальных услуг, то здесь задача государственного регулирования заключается в создании справедливых условий для конкуренции, стимулирующих развитие рынка услуг почтовой связи в целом.